КОНЦЕПЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ИСХОДА
ИСТОРИСОФИЯ
PDF: здесь
В первом разделе – Историософия – представлена сама Монотеистическая Идея, ее развитие в Истории и влияние на историческую судьбу народов. Разбирается проблема еврейской «избранности», значение Государства Израиля и его положение среди народов.
1. ПОСТРОЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОВ
На Первой таблице дается общее представление о Монотеистической Идее и ее развитии.
Это развитие проходит 4 ступени, на каждой из которой Идея объединяет людей в коллективы. «Построение коллективов» - так называется эта ТАБЛИЦА
Каждой ступени соответствует коллектив:
1 ступень – коллектив «Семья»,
2 ступень – коллектив «Народ»,
3 ступень – коллектив «Система»,
4 ступень – коллектив «Человечество».
На 1 и 2 ступенях Монотеистическая Идея объединяет только евреев:
праотцев Авраама-Ицхака-Яакова (коллектив «Семья»);
их потомков, 12 колен израилевых (коллектив «Народ»).
На 3 ступени Монотеистическая Идея объединяет народы общей религиозной верой в коллектив-Система.
Образуются 2 коллектива «Система» – христианский и мусульманский.
Евреи на этой ступени уходят в Римский 2000-летний галут, образуя свой Коллектив «Система», который отличается от двух других тем, что объединяет евреев происхождение от общих праотцев, с которыми заключил союз ТВОРЕЦ всего человечества.
Глобализация – это переход Монотеистической Идеи на 4 ступень развития. На 4-ой ступени образуется коллектив «Человечество», у которого отсутствует общая основа единства: нет общего происхождения, как у евреев; нет общей религии как у христиан и мусульман.
Возникает проблема единства, решение которой возможно лишь в двух вариантах.
Вариант первый – Модель «Вавилон» – общие нормы, которые должны быт приняты всеми народами.
Вариант второй – Модель «Семья» – общий принцип, который каждый народ реализует соответственно своему происхождению и традиции своих отцов.
Евреи являются единственным народом, «избранным» для создания модели «Семья». В этом состоит цель возвращения евреев на Землю, Обетованную праотцам Аврааму-Ицхаку-Яакову, и создания Государства Израиля.
Почему именно евреи?
ТАБЛИЦА II демонстрирует эту «избранность».
2. «ИЗБРАННОСТЬ» ЕВРЕЕВ
Евреи отличаются от всех народов тем, что Монотеистическая Идея является наследием праотцов еврейского народа. Поэтому в истории евреи развиваются совершенно иначе, чем все прочие народы, в том числе авраамические.
Евреи покидают Землю Обетованную, уходят в галут (пребывание в среде других народов), после чего следует Исход из галута и возвращение на одну и ту же землю, где евреи перерабатывают накопленный опыт и создают из него новый опыт, доселе не существовавший. И лишь со временем проявляется значение для других народов этого сугубо национального опыта.
ТАНАХ является самым очевидным доказательством этого явления.
ТАБЛИЦА II демонстрирует уникальность исторического развития евреев.
На ТАБЛИЦЕ II представлены 3 еврейских галута (египетский, вавилонский и 2000-летний римский) и отличие исторического развития евреев от народов авраамических религий.
При выходе Монотеистической Идеи на 3-ю ступень развития народы объединяются общей верой, а евреи, напротив, рассеиваются среди народов.
По мере приближения к 4-ой ступени развития Монотеистической Идеи народы-единоверцы начинают разделяться (появляется национализм), а евреи, напротив, возвращаются из галута для воссоздания национального единства. (КОНЕЦ ПОКАЗА- 30+16)
А как сложилась историческая судьба народов, адаптировавших Монотеистическую Идею? Какие проблемы им приходится решать? Что происходит с евреями после того, как ТАНАХ перестал быть достоянием одних евреев? Что происходит с народами монотеистических религий в условиях глобализации?
Ответы на эти вопросы представлены на ТАБЛИЦАХ III, IV и V
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА МОНОТЕИСТОВ
Здесь речь идет о целом ряде проблем.
-
Проблема политического единство этих народов (известно, что достичь его не удалось никому)? Что препятствовало?
-
Углубляющийся кризис монотеистических коллективов «Система» по мере приближения к переходу Монотеистической Идеи с 3-ей ступени развития на 4-ую (секуляризация, атеизм, национализм)?
-
Наконец, проблема распада традиционных коллективов и создание разного рода всечеловеческих организаций, государств, интернационалов и проч. Причем, это характерно для всех народов авраамических религий на 4-ой ступени развития Монотеистической Идеи. То есть, есть при всем различии есть какая-то общая реакция на глобализацию.
На ТАБЛИЦЕ V представлено развитие еврейского народа.
Результат этого развития проявился лишь по возвращении евреев на Землю Обетованную из 2000-летнего Римского галута и собирании галутов (киббуц галуйот). Разумеется, обнаружить этот результат стало возможным лишь в условиях политического суверенитета, то есть, в Государстве Израиля.
Влияние разных народов на евреев привело к тому, что внутри одного народа, потомков общих праотцев, Авраама-Ицхака-Яакова, сформировались все 4 типа коллективов: «Семья» (общность происхождения потомков Авраама-Ицхака-Яакова), «Народ» (общая территория, язык, историческая память), «Система» (одна вера, но разные традиции общин в зависимости от страны Исхода), «Человечество» (столкновение цивилизаций «Запад – Восток»). Это и есть тот накопленный материал, который необходим для создания универсальной модели «Семья».
Эта миссия евреев есть причина аномальной сосредоточенности мирового сообщества на Государстве Израиле.
4. ИЗРАИЛЬ СРЕДИ НАРОДОВ
Положение Государства Израиля среди народов не может не удивлять своей кажущейся непоследовательностью. Народы позволили евреям вернуться на Землю Израиля из 2000-летнего галута и создать Государство, и тут же принялись его травить и осуждать за «оккупацию».
То, что мировое сообщество относится к Израилю предвзято, доказывать не нужно. Это очевидно по количеству осуждающих Израиль революций. Цифры говорят сами за себя
Эта предвзятость представлена на ТАБЛИЦЕ VI.
В КОНЦЕПЦИИ это отношение к Израилю объясняется нуждой в модели «Семья». Если евреи ее не создают, то инициативу вынуждены брать на себя другие: организации (ООН, Евросоюз) и отдельные народы, которые видят себя носителями универсальных истин (флаги символизируют эти народы – Британия, Россия, США, Турция, Иран, Исламское государство, нацистская Германия, которая обещала добраться до Земли Израиля и уничтожить евреев и там).
Проблема в том, что все они могут создать исключительно модель «Вавилон», которая неизбежно вызывает столкновение всех претендентов на роль всемирного законодателя. Израиль же ни в одну модель «Вавилон» не вписывается и в той или иной форме атакуется как чуждый элемент.
Возникает естественный вопрос: а почему евреи, вернувшись на Землю Обетованную через 2000 лет как народ ТАНАХА не поставили перед собой цели, значимые для всех? Причина в искаженном представлении евреев о собственной национальной традиции.
Что собой представляет Традиция евреев разбирается во Втором разделе КОНЦЕПЦИИ, который так и называется – ТРАДИЦИЯ.
ТРАДИЦИЯ
PDF: здесь
I. ТАНАХИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
ТАНАХ включает создание Человека в общий процесс ТВОРЕНИЯ. И чтобы сразу обозначить отличие Человека от предшественников, сообщает: Человек создан по Образу и Подобию ТВОРЦА.
«сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему»
1.1 На ТАБЛИЦЕ IX изображены 3 фазы создания и становления Человека, как они представлены в ТАНАХЕ
-
Первочеловек не разделен на самца и самку.
-
Первочеловеку дано двойное благословение: к «плодитесь и размножайтесь» добавлено «наполняйте и владейте».
-
-
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.»
-
-
Первочеловеку предписана деятельность:
Труд «насаждать Сад и охранять»
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его;
Труд «дать название сотворенным»
И привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
-
Следующий этап – центральный рисунок – разделение на Мужчину и Женщину.
-
-
Разделение сопровождается характеристикой отношений: Женщина – помощник против . Значит, и деятельность их разделяется: насаждает Сад – охраняет Сад. Почему охраняет? Потому что имя у нее такое: не Ева (бессмысленно), а , от «хай» – «живой». Так потом назовет ее .
А в браке они и вовсе плоть одна. Гармония сотрудничества!
1.2. Первородный грех
Далее следует кризис, который получил название «первородный грех».
И хотя весь грех состоял в претензии на знание Добра и Зла, «грех» ассоциируется с сексуальностью, которая была первой реакцией на кризис.
Гармония расстроилась, так как «грех» разделяет их деятельность: Адам будет в поте лица хлеб добывать; Хава в муках детей рожать.
Разделяется и первоначально единое благословение: Хава получает первую его часть («плодитесь и размножайтесь»); Адам вторую («наполняйте и властвуйте»).
Итак, что собой представляют 3 этапа?
-
В начале Человек – это «Адам-Хава», воплощение внутреннего равновесия внутри Первочеловека.
АНТРОПОЛОГИЯ
PDF: здесь
В Третьем разделе анализируется деятельность Человека на основании Образа человека, представленного в ТАНАХЕ
1. Первочеловек не разделен на самца и самку.
2. Первочеловеку дано двойное благословение: к «плодитесь и размножайтесь» добавлено «наполняйте и владейте».
"плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле."
3. Первочеловеку предписана деятельность:
-
Труд «насаждать Сад и охранять»
"И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его;
-
Труд «дать название сотворенным»
"И привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей."
4.Следующий этап – центральный рисунок – Человек разделяется на Мужчину и Женщину.
Разделение сопровождается характеристикой отношений: Женщина – "помощник против него". Значит, и деятельность их разделяется: "Адам" насаждает Сад – "Хава" охраняет Сад.
Почему охраняет? Потому что имя у нее такое: не Ева (бессмысленно), а , от «хай» – «живой». Так потом назовет ее "Адам".
А в браке они и вовсе плоть одна.
Гармония сотрудничества!
1.2. Первородный грех
Далее следует кризис, который получил название «первородный грех».
И хотя весь грех состоял в претензии на знание Добра и Зла, «грех» ассоциируется с сексуальностью, которая была первой реакцией на кризис.
Гармония расстроилась, так как «грех» разделяет их деятельность: Адам будет в поте лица хлеб добывать; Хава в муках детей рожать.
Разделяется и первоначально единое благословение: Хава получает первую его часть («плодитесь и размножайтесь»); Адам вторую («наполняйте и властвуйте»).
Итак, что собой представляют 3 этапа?
ПОЛИТИКА
PDF здесь
I. МИРОВЫЕ ДИСПОРЫ
1.1 Евреи Израиля и евреи галута
В Израиле я задумалась о явлениях, на которые в другом месте не обратила бы внимания, а скорее всего и вовсе бы не догадалась об их существовании.
Одно из этих явлений касается взаимоотношений израильских евреев и евреев галута. Многолетние наблюдения привели меня к выводу, что две части народа – израильтяне и евреи диаспоры, постепенно расходятся.
Синагога больше народ не объединяет. Напротив, синагога привела к распаду народа, потому что приучила евреев укореняться в среде других народов. В результат евреи галута превратились в главных идеологов глобализма, в борцов за государство всех граждан и отрицателей национального государства. Активность евреев уже начинает пробуждать ответные чувства националистов. Однако евреи продолжают жить в своем воображаемом мире.
Еврейский политический суверенитете, напротив, сосредоточил израильтян на собственных проблемах и в этом есть огромный «плюс». Национальное государство позволило евреям узнать собственный народ, открыть заново его национальные качества, его реальные проблемы.
Но есть и «минус»: такая сосредоточенность лишила израильтян широты мировоззрения, свойственной евреям галута. Однако обретается эта широта благодаря влиянию других народов и необходимостью выживать в их среде.
У меня есть оба опыта, так что мне было с чем сравнивать.
Я наблюдала за тем, что происходит, и пришла к выводу, что необходимо найти способ объединить две части народа таким образом, чтобы обеспечить израильтянам приток новых возможностей, который расширят их замкнутый на себе мир, а евреям галута обеспечить чувство реализма, которого они лишены.
1.2. Диаспоры советских народов
В середине 00-х мне попалась статья двух русских ученых, Сергея Арутюнова и Семена Козлова «Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс».
http://www.ng.ru/science/2005-11-23/14_diaspory.html
Свой ответ на поставленный вопрос они начали с рассуждения об еврейском опыте галута. Меня настолько поразила актуальность этой статьи, что я привожу из нее цитату.
НАРОД В РАССЕЯНИИ
Вообще-то словом «диаспора» (греч. букв. «рассеяние») изначально называлось длительное или постоянное (причем добровольное) пребывание отдельных еврейских групп за пределами их исторической родины. Термин этот появился в эллинистическую эпоху, и употребляли его лишь говорившие по-гречески евреи. Вынужденная же жизнь вне Страны Израиля – вследствие бегства, изгнания, насильственного переселения – обозначалась ивритским словом «галут» (букв. «изгнание»). Этим вторым термином называется почти двухтысячелетний период еврейской истории – от разрушения римлянами Иерусалима и Второго Храма в 70 г. до создания Государства Израиль в 1948 г….
МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО МИРОУСТРОЙСТВА
Отметим лишь, что выдающийся английский ученый Арнольд Дж. Тойнби (отнюдь не юдофил) в кратком изложении своего монументального 12-томного труда «Исследование истории», которое вышло в 1972 г., указал на еврейскую диаспору как на модель будущего мироустройства. При все более активной экономической и политической глобализации решающее значение, подчеркнул он, приобретают социальные структуры, ассоциированные с этническими группами, которые рассредоточены на больших территориях, но объединены языком, культурой, историей, то есть диаспоральные сообщества, характернейшим примером которых в силу своей истории являются евреи.
Со временем мое внимание начали привлекать диаспоры, которые образовали бывшие советские народы после крушения СССР. Люди не только поддерживали связь со своими оставшимися на родине соплеменниками, родственниками, друзьями, но и обменивались с ними впечатлениями, мнениями, обсуждали общие вопросы.
Наше общее советское прошлое позволяло мне понимать, что они обсуждают, что их волнует и т.д. И я пришла к выводу, что бывшие советские народы образовали собственные галуты: часть народа разбросана по разным странам и ищет свое место в глобальном мире; другая часть на родине пытается ответить на новые глобальные вызовы, но не знает, как это сделать.
С момента написания статьи в 2005 году процесс создания и развития диаспоральных сообществ лишь набирал обороты. Так что актуальность вопроса, поставленного в статье российских ученых, с каждым годом только возрастала.
1.3 Глобальное переселение народов
Возникновение мировых диаспор иногда сравнивают с переселением народов, которое происходило 2000 лет назад. Но это сравнение некорректно.
Теперь процесс идет совершенно иначе.
Во-первых, переселяются не патриархальные племена, а народы со сформировавшимися традициями и национальным самосознанием. На это важнейшее обстоятельство обратил внимание П.Я. Чаадаев.
«присмотревшись внимательнее, мы увидим, что исторический материал почти весь исчерпан, что народы рассказали почти все свои предания»
Во-вторых, народы не переселяются, а расщепляются: часть народа остается в метрополии, а часть рассеивается среди разных народов, образуя диаспору. И это мировое явление.
В-третьих, эти процессы происходят в принципиально иных условиях: современные средства коммуникации позволяют рассеянным по всему миру соплеменникам поддерживать связь с метрополией и друг с другом. До сих пор евреи были единственным народом, создавшим мировую диаспору соплеменников, которые научились поддерживать связь друг с другом.
Если рассматривать этот процесс в рамках КОНЦЕПЦИИ, то 2000 лет назад начался процесс формирования Коллективов-Система. Выход Идеи Одного ТВОРЦА на Третью ступень развития позволил единой авраамической религией объединять разные, ничем, кроме веры, не связанные друг с другом народы. Христианство объединило
германские и славянские племена с народами Римской империи. Впоследствии ислам также объединил разные народы.
Но на Четвертой ступени развития Идеи Одного ТВОРЦА формируется Коллектив-Человечество. И в общий процесс втягиваются уже все народы. А это принципиально иная ситуация.
Схематично эти процессы представлены на ТАБЛИЦЕ II.
На трех первых ступенях развития Монотеистической Идеи галут – это исключительно еврейской явление. На четвертой ступени (глобализация) галут превращается в глобальное явление и на ТАБЛИЦЕ II представлен как галут народов.
II. ГОСУДАРСТВО И ИДЕЯ ОДНОГО ТВОРЦА
2.1 Государство на Третьей ступени развития Идеи
О Государстве я начала рассуждать после написания «Парадокса Пятой заповеди». Концепция этой книги позволила мне увидеть связь между политическими формами и ступенями развития Идеи Одного ТВОРЦА.
Выход Идеи Одного ТВОРЦА на Третью ступень развития вызвал к жизни Священные империи: один ТВОРЕЦ – один правитель.
Византийская империя у греков, Священная Римская империя германской нации у римлян, халифат у арабов – все создатели такого рода империй искали форму политического единства хотя бы единоверцев. Разумеется, с прицелом на мессианское будущее, когда единой властью будет объединено все человечество.
Но на практике никто не преуспел.
2.2 Государство на Четвертой ступени развития Идеи
Выход Идеи Одного ТВОРЦА на Четвертую ступень развития привел к разрушению всех прежних политических форм.
XX век положил начало глобальному процессу разрушения империй и создания национальных государств.
Если исходить из логики ТаНаХа, то процесс этот является подготовкой к состоянию человечества, описанному пророками: "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего" (Миха 4); "Поднимается Господь для спора и встаёт, чтобы судить народы" (Исайя 3).
Диалог с ТВОРЦОМ каждый народ ведет в отдельности. Отсюда можно понять влияние европейского национализма, который сочетал расцвет национальных культур с возвращением к наследию предков. Каждый народ стремится осознать себя как коллективная личность с момента своего зарождения.
П.Я. Чаадаев точно выразил суть этого явления.
Народы – существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают годы
В XIX веке национализм захватил все народы Европы и пробудил евреев. Но оказался заразительным и для всех прочих народов и в ХХ веке распространился на весь мир. Требование политического суверенитета стало нормой.
Это факт, который позволяет оценить точность и поразительный реализм идей и образов ТАНАХА: национализм священен.
Однако к концу ХХ века начался процесс разрушения европейского национального государства, политической формы, которую скопировали все народы мира, включая евреев. Форма национального государства не выдерживает проблем Четвертой ступени развития ИОТ. Это очевидно по демографической ситуации, вызванной как кризисом христианских народов, так и массовым переселением нехристианских народов в христианские государства.
Создавшаяся ситуация может иметь два варианта развития:
1 вариант – разрушение и хаос (то, что сегодня наблюдается);
2 вариант – возможность использовать пребывание диаспоры одного народа в среде разных народов с тем, чтобы обучиться новому опыту и передать этот опыт из диаспоры в метрополию. То есть, сохраняя Ядро Традиции обогатить его новым Знанием.
Накопление знаний и опыта разных народов – именно этим на протяжении Истории занимались евреи.
Второй вариант требует создание новой государственной формы, которая бы обеспечивала взаимодействие разных частей одного народа, той, что рассеяна в среде разных народов, и той, что осталась на родине предков. И евреи опять оказываются единственным народом, способным такую форму создать.
III. СЕТЕВАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ ЕВРЕЕВ
3.1. Исторический опыт самоорганизации евреев
Статья российских ученых, Сергея Арутюнова и Семена Козлова, упомянувших Арнольда Тойнби, который связал еврейскую диаспору с моделью будущего мироустройства, привлекла мое внимание к политической истории евреев. И я обнаружила, что и в этой области опыт евреев уникален. Евреи всегда создавали сетевые политические формы, которые, однако, никогда не были устойчивыми.
Первая такая форма известна из ТАНАХА: союз 12 колен, объединенных происхождением от общих праотцев, с которыми ТВОРЕЦ всего человечества заключил наследственный союз. В этой форме нет правителя. Правит Идея, воплощенная в Храме.
Как повествует ТАНАХ, евреи эту форму не выдержали – запросили себе царя, чтобы быть, как все народы. Однако власть правителя – политическую норму всех народов – евреи не выдержали. После трех царей Израиль распадается и в истории остается лишь та часть, которая связана с Храмом. Правит Идея, которую доносят пророки; царь вторичен.
Этот политический феномен воссоздавал себя многократно в разные времена и в разных условиях. Именно в нем секрет пугающей многих самоорганизации евреев.
В 2000-летнем Римском галуте евреи вновь создали сетевую форму самоорганизации – союз общин, рассеянных среди разных народов. Объединяет все общины то же происхождение от общих праотцев и общая Идея, воплощенная в заповедях Талмуда.
Глобальные процессы, начавшиеся в Новое время, сделали неизбежным разрушение Талмудической политической формы. И тут же евреи создали новую форму самоорганизации. И она опять оказалась сетевой – Всемирная национальная организация. Первую такую форму, «Альянс исраэли», в XIX веке создали французские евреи, пионеры эмансипации европейских евреев.
Цель организации – защита соплеменников в разных странах мира и распространение европейского Просвещения в еврейских общинах разных стран. И вновь основой самоорганизации было происхождение от общих праотцев и общая Идея, на сей раз Просвещение.
Так в разных странах мира появилась существующая поныне сеть еврейских гимназий "Альянс", значение которой невозможно переоценить: система проложила евреям неевропейских стран путь в Новое время.
И, наконец, в конце XIX века Теодор Герцль создает Сионистскую организацию, цель которой – создание национального Государства евреев и возвращение евреев из галута на родину предков. С этих позиций я обратилась к опыту поколения халуцов-основателей, которые создали Государство Израиля. И обнаружила, что политический феномен воссоздал себя и в этом случае.
Все поколение халуцианства объединяло все то же происхождение от общих праотцев и общая Идея. На сей раз Идеей был Сион – символ грядущего возвращения на Землю Обетованную, о котором евреи молили ТВОРЦА 2000 лет.
Но все они были из разных стран, и вносили в общую Идею опыты, которые обрели в среде разных народов. Теодор Герцль опыт эмансипации, которого не было у российских евреев. Российские евреи революционные социальные и культурные идеи, которые отсутствовали у Теодора Герцля. В дальнейшем алия из государств Востока вернула израильскому обществу традиционную семейственность, которую утратило просвещенное европейское еврейство.
Налицо явные признаки сетевой организации.
В модели Традиции (ТАБЛИЦА VII) получалось, что сионизм сохранил неизменный элемент Ядра Традиции – происхождение народа и его язык. (На этом Ядре Традиции основан Закон о возвращении: на Землю Обетованную возвращаются потомки общих праотцев.) Что же касается переменного элемента Традиции, Знания, то сионизм представляет собой уникальное сплетение опытов разных народов – немцев, русских, арабов, иранцев и т.д. Влияние этих народов евреи принесли в себе, в своих традициях, выработанных в странах рассеяния.
3.2 Герцлианский сионизм – внутренняя империя
Фактически герцлианский сионизм воссоздал сетевую самоорганизацию евреев, но в новой политической форме. Я назвала ее внутренней империей – объединение опытов разных народов внутри одного народа. От любых известных империй внутренняя империя отличается принципиально.
Все известные империи создавались через покорение народов, которое требовало от титульной нации империи выработки общих правил политического единства. В этой структуре народы обретали новый опыт, который способствовал их развитию. И это несомненно является исторической заслугой империй. Однако отсутствие общего происхождения, того, что в КОНЦЕПЦИИ представлено неизменяющимся элементом Ядра Традиции, обрекает эту форму на распад.
Евреи – обратный вариант: общее происхождение существует изначально, а многообразие знаний и опыта обретается благодаря галуту.
То есть, если в обычной империи связи между народами рано или поздно ослабевают, а распад империи даже приводит к конфронтации народов (СССР самый свежий и показательный пример), то внутренняя империя, основанная на общности происхождения, побуждает к развитию общей Традиции через адаптацию и обобщение опытов, добытых в среде разных народов.
IV. КОПИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОПЫТА.
4.1 Проблема политической культуры
Национальную форму современного государства евреям пришлось позаимствовать у европейцев. Но форма эта изначально для евреев была неприемлемой и создала множество проблем.
К середине 00-х мне уже это было ясно.
Проблема копирования проявилось в абсолютном непонимании европейской политической культуры, которая складывалась веками в матрице христианства, вынашивалась европейскими философами и выковывалась в революциях. В частности, это проявилось в роли коалиции и оппозиции.
В модели европейского государства задача оппозиции – создавать альтернативу правительственной коалиции в принимаемых ею решениях. Однако и коалиция, и оппозиция, разговаривают на языке их общей Традиции.
А Израиле оппозиция – те, кого не взяли в коалицию. Но что общего между евреями-ортодоксами, выходцами из СССР и арабами, которые также расколоты на христиан и мусульман? Все традиции, все чаяния этих групп несовместимы. Поэтому какую-то альтернативу коалиции «представители» этих групп создать не могут, а могут только мешать управлять страной. Что они и делают.
Но ведь такая же ситуация и в коалиции. Для склеивания коалиции из разношерстных секторов их «представителей» приходится как-то «удовлетворять»: вливанием денег, заведомо невыполнимыми обещаниями и всякого рода поощрениями личных амбиций. Нынешняя коалиция из 36 министров, в которой для удовлетворения амбиций пришлось придумывать министерства – закономерный результат.
Тем самым в обществе создается ложное представление о политической деятельности, в то время как неизбежное накопление нерешаемых проблем приближает общество к взрыву недовольства, а Государство к коллапсу.
4.2. Проблема «киббуц галуйот»
Проблема копирования проявилось и в абсолютном несоответствии тому процессу, ради которого создавалось Государство. В нашей традиции он называется «киббуц галуйот» (собирание рассеянных). Это уникальное явление требовало создания соответствующей ему политической формы, которую скопировать невозможно – нет аналога.
Переход из политической культуры семейно-патриархальной общины в политическую культуру европейского государства поставил халуцианское поколение перед выбором между моделью «Семья» и моделью «Вавилон».
Строители Государства выбрали модель «Вавилон», так как видели в израильтянине нового еврея. Но образ этот был воображаемый. А люди были реальными. И прибывали они из разных стран, с разными представлениями о том, какими израильтянами они себя видят.
Заработал «плавильный котел» и началась переплавка разных евреев в израильтянина.
В 50-х годах израильтянин был трудящимся, киббуцником, который празднует 1 мая с мировым пролетариатом. Под этот образ должны были себя переделать сотни тысяч выходцев из исламских стран, в которых они сохраняли семейно-общинную традицию, и пребывали в уверенности, что такова Традиция всех евреев.
Реальность нанесла сокрушительный удар по этим представлениям.
Последовала социальная деградация и реакция на нее – так называемое восстание «Черных пантер».
(Показательно, что этот «Второй Израиль» сравнил себя с американскими неграми – дискриминация и расизм). На волне протестов в 1977 году произошел МААПАХ (переворот) – социалисты власть потеряли; к власти пришли традиционалисты.
Решение проблемы «киббуц галуйот», разумеется, не было найдено, потому что под Традицией подразумевается Талмудическая традиции галута. А она рассчитана на рассеяние народа, а не на собирание.
Однако ортодоксия решила, что пришло ее время овладеть Государством, то есть, на законодательном уровне определять еврейский характер государства. (В понятиях КОНЦЕПЦИИ определять элемент Знание Ядра Традиции: что Хорошо и что Плохо; что делать – что не делать).
А «плохо» для ортодоксии – Просвещение, которое развалило Талмудическую общину в галуте.
Так что в 90-х годах, когда началась Большой алии из СССР, Израильтянин уже выглядел совсем иначе: мужчина в кипе, женщина в парике, учителя – раввины.
Но выходцы из СССР прибыли с другой еврейской традицией: мужчины и женщины – сотрудники, учителя – ученые.
Так что теперь уже сокрушительный удар был нанесен по элементу Знание Ядра Традиции, которую сформировали евреи за Железным занавесом.
И все это произошло всего за 70 лет, то есть на глазах одного поколения. Катастрофический провал алии из исламских стран, реакция на этот провал, «восстановление» Традиции европейских ортодоксов, их непримиримого отношения к Просвещению – все это огромный опыт, который обязывал задуматься и сделать выводы.
Но выводов никто не сделал и даже не подумал, что на опыте нужно учиться.
В результате «киббуц галуйот» превратился в человеческую свалку с несовместимыми представлениями разных евреев о Традиции. Я видела результаты этого «киббуц галуйот» загубленные судьбы, невероятное количество травм, наконец, утрата накопленного в галуте культурного опыта, восстановить который невозможно.
4.3 «Представители» алии
В политической жизни действие модели «Вавилон» проявилось в таком нелепом явлении как «представитель алии» в списке партий. Это как раз был пример «обобщенного» представления о Человеке по модели «Вавилон».
Предполагалось, что у всех олим-выходцев из разных стран есть какие-то общие проблемы, о которых представитель всех-всех-всех расскажет в своей партии. Но что общего у выходцев из СССР, Канады или Эфиопии? Ничего. Это люди разных миров.
Меня поразило, как наши «русские» представители легко клюнули на эту удочку. К 2005 году уже стало ясно, что улов равен нулю: никто из них не смог даже определить проблемы Советской алии, и уж тем более решить хотя бы одну из них.
К середине 00-х «киббуц галуйот» обрел все признаки столкновения цивилизаций. Следовательно, нужно было искать политическую форму, соответствующую этому уникальному процессу.
Рассуждая таким образом, я пришла к выводу, что нам евреям, предстоит создать Государство нового типа, которое я назвала «Государство Диаспора – Метрополия».
V. КОД ГОСУДАРСТВА «ДИАСПОРА-МЕТРОПОЛИЯ»
В 2007 году я узнала, что в Бостонском университете Брандайз объявлен конкурс на «еврейскую идею». Я решила в качестве «еврейской идеи» предложить государство нового типа «Диаспора-Метрополия» и отправила заявку.
Мне прислали анкету, по первому взгляду на которую я поняла – шансов у меня нет. В анкете нужно было указать на мое происхождение: кто я – еврей, англосакс, латинос, китаец и т.д. Я поняла, что ищут устроители. Собственные идеи у них закончились и теперь они надеются, что кто-нибудь из китайцев посоветует им, как лучше устроиться в галуте. Для меня же в центре находилось Государство Израиля.
Тем не менее свое предложение «еврейской идеи» я на конкурс отправила, изложив его на 5 страницах, как требовали условия конкурса, и опубликовала в виде статьи в Интернете. (Ссылки:)
Получив ответ в виде какой-то отписки, я продолжила разрабатывать идею Государства, анализируя опыт, который в изобилии предоставляла сама израильская реальность.
А в этом году мне предложили в одной из групп сделать доклад на тему «Государство». Я этот доклад сделала и публикую его на сайте в Седьмом разделе «От философии к политике» (подраздел «Доклады»). Ссылки
Мои наблюдения за политическим процессом в Израиле, по моему убеждению, подтверждают мою правоту. Теперь, когда глобализация привела к развалу все существующие формы государства, самое время предложить миру Новый Код сетевого государства, в котором нуждаются все народы, но создать его может только наш еврейский народ.
Как и Код Семьи, так и Код Государства – это то, что нужно всем. А нам евреям для того, чтобы это создать, нужен Глобальный Исход и своя суверенная «лаборатория», как назвал Государство Израиля Зеэв Жаботинский.
"Социальное избавление не придет, пока специалист не будет иметь собственной лаборатории. Строящие эту лабораторию, быть может, оказывают бОльшую услугу всему человечеству, чем своему собственному народу. "
"Это поколение евреев послужит всему человечеству тем и только тем, что построит Государство Израиль."